Madlib: Человек-оркестр

История одного из самых плодовитых, музыкальных продюсеров в жанре Хип-Хоп, Джаз, Фанк и тд.

Madlib, Photographed by B+
Madlib, Photographed by B+

Все кто хоть как то, связан с хип хопом или другим типом музыки, могут знать, что он многолик, скрытен, креативен до невероятия. Pечь пойдет про Madlib, тот, кто будоражит сознание каждого кто послушает его работы, он как продюсер может делать любой жанр какой захочет, его не заботят деньги и слава, он сфокусирован на музыке 24\7, определенно он вошел в историю как один из самых плодовитых музыкантов в жанре хип-хоп и не только. Он работал с большим количеством звёзд: MF Doom, J Dilla, Erykah Badu и т.д.

Александр Петровский, Автор издания СRIT.ERIUM

Отис Джексон-младший родился в 1973 году родом из небольшого фермерского города Окснард расположенного в 40 милях от Лос-Анджелеса, его отец Отис Джексон-старший был певцом и продюсером, его мама была соул певицей, дядя Джон Фэддис был джазовым трубачом, он играл с такими глыбами как Диззи Гиллеспи, Лу Ридом, Джорджем Бенсоном, Миком Джагером. Свой первый бит написал в 11 лет, семплируя пластинки из коллекции своего отца. После школы он пошел в колледж, но почти сразу бросил его, Alkaholiks, пригласили Мэдлиба поехать с ними в тур в качестве ди-джея. После тура он понял что хочет стать музыкантом. В 1995 году собрал группу Lootpack (Wild Child, Madlib, Dj Romes) которую подписал отец Мэдлиба на своем лейбле Crate Diggas Palace (CDP). Первый релиз на СDP назывался Psych Move

Lootpack 1995
Lootpack 1995

Релиз заметил глава небольшого инди-лейбла Stones Throw, ди-джей по прозвищу Peanut Butter Wolf и предложил группе контракт на дебютный альбом, под названием Soundpieces da Antidote вышедший в 1999 году. В последствии ставший классикой андерграунд-хип-хопа.

Lootpack Soundpieces Da Antidote, Cover by Jeff Jank
Lootpack Soundpieces Da Antidote, Cover by Jeff Jank

«Знаете, когда я встретил Madlib, то задался вопросом на чём мне следует сосредоточиться — на собственной музыке, либо на этом человеке, который делает, на мой взгляд, музыку лучше чем я». Мне всегда нравилось делать то, что я делал. Я чувствовал, что делаю лучше, чем другие люди, но при встрече с Madlib почувствовал, что он делает это лучше, чем я.

Peanut Butter Wolf, основатель Stones Throw Records
Madlib & Peanut Butter Wolf
Madlib & Peanut Butter Wolf

В 2000 году Мэдлиб под своим альтер-его Quasimoto выпустил альбом «The Unseen» который имел большой успех у критиков и общества фанатов андеграунд сцены. Quasimoto был придуман под воздействием грибов, употребляя их около недели он делал альбом, в котором он путем замедления записи, читал на медленные биты и затем ускорял, за счет чего получился такой высокий голос читающий на биты, журнал Spin назвал альбом The Unseen одним из главных альбомов года, а Quasimoto «новичком года»

Quasimoto "The Unseen" 2000, Cover by Jeff Jank.
Quasimoto «The Unseen» 2000, Cover by Jeff Jank.

В 2001 году Мэдлиб погрузился в джаз, практикуя свою игру на инструментах, и выпускает Angels Without Edges под псевдонимом Yesterdays New Quintet нью-джаз коллектив, состоящий из вымышленных персонажей.

Yesterdays New Quintet "Angels Without Edges" Cover by Jeff Jank.
Yesterdays New Quintet «Angels Without Edges» Cover by Jeff Jank.

К своим джазовым работам продюсер применил хип-хоп-логику, согласно которой что угодно может быть разобрано, а затем собрано снова. Он начал с того, что играл любимые мелодии на клавишных. Потом, музицируя под сэмплы, он освоил другие инструменты, превратившись таким образом в человека-оркестр. Он не был виртуозным солистом; скорее, его работы мастерски обыгрывали дымчатые текстуры и настроение, которое приходит под кайфом.

Хуа Хсу, автор издания The New Yorker

Yesterday’s New Quintet открыл Мэдлибу двери в большой джаз. В 2003 году на него вышел лейбл Blue Note и дал доступ к своим бесценным архивам для того, чтобы тот сделал ремиксы на композиции из его каталога. В одной из интерлюдий получившегося альбома «Shades of Blue: Madlib Invades Blue Note» продюсер Стейнски, родоначальник тёрнтаблизма, озвучивает мысль, которая возникает в голове у каждого второго, кто слушает этот релиз: «Ремикшировать Blue Note — черт, вот это классная работа! Почему мне никогда такую не дают?»

Madlib "Shades Of Blue" 2003 Blue Note Records
Madlib «Shades Of Blue» 2003 Blue Note Records

Параллельно с экспериментами в джазе, Мэдлиб успевает менять звучание хип-хопа. Выходит его совместный альбом с J Dilla «Jaylib» 2003). льбом стал чем то вроде памятника Хип-Хопу, на одну половину альбома Дилла читал на биты Мэдлиба, а другую часть Мэдлиб читал на биты Диллы.
совместный альбом с MF Doom «Madvillainy» (2004), второй LP Quasimoto «The Further Adventures of Lord Quas», полностью спродюсированная Мэдлибом пластинка Дадли Пёркинса «Expressions (2012 A.U.)» (2006). «Stevie» — трибьют альбом Стиви Уандеру от Yesterday’s New Quintet, джаз-фанк-проекту Sound Directions, а также «сольному» проекту участника YNQ Монка Хьюза с посвящением композитору Уэлдону Ирвину «A Tribute to Brother Weldon». Перечисленное — всего лишь небольшая часть той музыки, которую Мэдлиб делал в тот период.

Jaylib Champion Sound 2003 Cover by Jeff Jank.
Jaylib Champion Sound 2003 Cover by Jeff Jank.
Madvillainy, Madlib+MF Doom, Cover by Jeff Jank.
Madvillainy, Madlib+MF Doom, Cover by Jeff Jank.

Вплоть до середины 2010-х Отис Джексон-младший будет наращивать обороты, завоевывая себе славу одного из самых продуктивных музыкантов в мире. В частности, в 2010-м вышла его эпохальная серия «Madlib Medicine Show» — каждый месяц продюсер на собственном лейбле издавал по полноформатному альбому; всего их вышло двенадцать штук. И это не считая других проектов того же года.

Medicine Show Albums #1-12
Medicine Show Albums #1-12

В 2021-м появляется «Sound Ancestors» — первый за долгие годы полноформатный релиз под собственным именем, в создании которого принимает участие электронный музыкант Киран Хебден, известный как Four Tet. На этом альбоме тоже не обошлось без джазовых влияний; очевидно, Мэдлибу это направление становится всё более и более интересным.

Sound Ancestors, Madlib+Keeran Hebden
Sound Ancestors, Madlib+Keeran Hebden