Айртон Сенна – один из величайших гонщиков Формулы-1 всех времен. Харизматичный бразилец выиграл 41 гонку, завоевал 65 поул-позиций и 80 подиумов. О нем уже написано бесчисленное множество статей, но о таких великих людях хочется говорить бесконечно. Он был не только азартным пилотом Формулы-1, но и уникальным человеком. Поэтому с большим удовольствием сегодня повествую о своем любимчике.
Биография
Чтобы узнать, что повлияло на формирование Айртона – обратимся к его биографии. Айртон Сенна да Силва родился 21 марта 1960 года в солнечной Бразилии, в Сан-Паулу. Тогда эконмическая ситуация в Сан-Пауло оставляла желать лучшего, основная масса бедствовала, а обеспеченных семей было немного. Но семья Сенны как раз входил в это небольшое число.
Его отец, Милтон Теодору да Силва, был успешным бизнесменом, а мать, Нейде Жозефа да Силва, была домохозяйкой. У Сенны были две сестры, Вивиан и Леона.
Отдельно стоит отметить вклад семьи в его становлении. В это время в Бразилии активно развивалась гоночная культура, начали активно строиться трассы и проводить массовые гонки. Отец Айртона активно следил за гонками еще до его рождения, питал большую страсть и жертвовал немалые суммы на строительство новых гоночных трасс. Со временем, эту любовь перенял и сам Айртон. В 4 года он получил свой первый карт, а в 10 лет уже участвовал в соревнованиях. Айртон Сенна учился в престижной школе Colegio Rio Branco в Сан-Паулу, но все внимание было направлено на гонки.
В 13 лет он выиграл чемпионат Бразилии по картингу. Он очень усердно и жадно тренировался, невзирая на плохую погоду, он проводил множество часов на картинге. В результате упорных трудов в 17 лет Айртон Сенна стал чемпионом Южной Америки по картингу. Его отец поддерживал его увлечение, но хотел, чтобы сын получил высшее образование, прежде чем заняться гонками профессионально. Три месяца попыток учебы предпринимателем были безуспешны. В результате чего Айртон оставляет учебу и переезжает в Лондом, чтобы заняться гонками.
Позже, в своих интервью он будет очень благодарен семье за поддержку. Ведь этой любовью и поддержкой они подвели его к делу жизни.
Начало гоночной карьеры
В 1984 году Айртон Сенна дебютировал в Формуле-1 за команду Toleman. Так началась его гоночная карьера в Формуле-1. В своем первом сезоне он набрал 13 очков и занял 9-е место в чемпионате. За свой дебютный сезон ему удалось завоевать три подиума — в Великобритании, Португалии и Монако. В 1982 году при переходе в Formula Ford 2000 он взял девичью фамилию своей матери — Сенна, поскольку фамилия да Сильва была слишком популярна в Бразилии.
В следующем году он перешел в команду Lotus, где одержал свою первую победу в гонке на Гран-при Португалии 1985 года. Он отличался огромным рвением к победе. Он не просто хотел быть на пьедестале, а стремился быть лучшим – первым. Помимо этого яростного желания победить, его отличал и свой стиль вождения.
«Казалось, он мог заставить машину делать то, что другим было попросту не под силу. Сенна развил особую технику вождения, при которой жал на педали тормоза и газа одновременно. Естественно, это было до появления подрулевых лепестков: тогда по-прежнему присутствовали педаль сцепления и рычаг переключения передач. Техника заключалась в одновременной работе газом и тормозом в повороте: так он удерживал турбину на повышенных оборотах, чтобы, когда на выходе из поворота ему понадобится мощность для разгона, турбо была уже раскручена».
Рассказывал в книге «Как построить машину» главный инженерный ум «Формулы-1» Эдриан Ньюи
Яркий пример этого особенного стиля — гонка в Мозно, в 1992 году. На записи слышно как он зажимает газ, влетая на поворот. Благодаря этому он выигрывал десятые секунды и обгонял других пилотов на поворотах.
Отдельное внимание стоит уделить тому, что Сенна много тренировался в условиях дождя еще с детства. Это не прошло даром. В Формуле-1 его прозвали «Человеком дождя» за особый талант вождения в непригодных условиях. Пример этому — гонка Сенны на Гран-при Европы 1993 года, проходивший на трассе в Донингтон Парке.
Противостояние с Аланом Простом
В 1988 году Сенна перешел в команду McLaren, где стал напарником Алена Проста. Это было время жесткой борьбы между двумя пилотами McLaren. Также это было великим противостояний в мире спорта. Тогда Алана Проста считали одним из самых гонщиков того времени, но Сенна смог показать, что является достойным конкурентом.
Их столкновения начинаются с «Гран-при Сан-Марино». Гонщики предварительно договорились о том, что пилот, проигравший старт, не будет атаковать напарника по команде до самого финиша. Первый старт гонки выиграл Сенна, но повторный старт случился после аварии Герхерда Бергера. Тогда Сенна проигнорировал их договорённость, а победа остался за Аланом Простом. Бразилец с этой несправедливостью мириться явно не собирался. На том же круге контратаковал, обставил партнера и в итоге выиграл гонку.
Прямо перед финишем между Простом и Сенной произошло столкновение, бразилец атаковал Проста. В результате этого Ален сошёл сразу с трассы, а Сенна сдаваться не собирался, он срезал защитный барьер из покрышек, вернулся на трассу и выиграл в этой борьбе.
Но титул все же ушел Просту, потому что Айртона дисквалифицировали за данный инцидент. В те времена, шла борьба не только между Айртоном и Аланом, но и весь мир поделился на лагеря. Ведь, Прост считал, что команда Хонда действовала в угоду Сенны, что было не без обоснованным. Потому что многим механикам и людям из команды очень нравился Сенна и его стиль вождения.
Вместе они доминировали в Формуле-1, выиграв три титула подряд с 1988 по 1990 год. Сенна также выиграл титул чемпиона мира в 1991 году. В 1994 году Сенна перешел в команду Williams. Однако сезон оказался трагическим.
Смерть
За день до гонки во время субботней квалификации погиб 33-летний австрийский гонщик Роланд Ратценбергер, его машина вылетела с трассы в скоростном вираже «Вильнёв» на скорости около 314 километров в час и ударилась левой стороной о железный ограничитель. А ещё за день до этого разбился Рубенс Барикелло, друг Сенны. Он врезался в отбойник на скорости 300 км в час, сломал нос и руку. Все эти события шокировали всех, в том числе и Сенну. Он поклялся, что сделает все, чтобы гонки стали бы более безопасными и попросил рабочую группу по безопасности.
Имола, трасса Энцо и Дино Феррари, 1 мая 1994 года. Гран при Сан Марино. Комментаторы сообщают, что у Тамбурелло произошла авария, пострадал Айртон Сенна, гонка остановлена.
По правилам трассы имени Энцо и Дино Феррари гонка немедленно прекращается в случае гибели пилота. Через полчаса объявлен рестарт, но врачи обещали огласить данные о его состоянии после шести вечера. Гонка завершилась, а Михаэль Шумахер возглавил пьедестал, и только после награждения объявили о смерти Сенны. Ему было всего 34 года. Это стало трагедией не только для людей, любивших автоспорт, но настоящий траур для его страны.
Наследие
«Хотите чтобы была сильная команда? Берите лучших! Берите Айртона»
— говорит в своем интервью Алан Прост
Несомненно, он оставил величайшее наследие в мире автоспорта.
Но если на трассе он отличался импульсивным и взрывным характером, то в жизни Сенна был известен своей благотворительной деятельностью и отзывчивостью.
Он всегда стремился помогать детям из неблагополучных семей в Бразилии. За пару месяцев до своей смерти на гонке, он поделился своей мечтой со своей сестрой Вивьен. Он хотел сделать что-нибудь для будущего Бразилии, а особенно для молодого поколения из неблагополучных детей этой страны. К несчастью, Айртон Сенна не дожил до воплощения своего проекта, который он представлял. Но все же семья Сенна решили реализовать мечту Айртона с учреждением института его имени.
Айртон Сенна навсегда останется иконой Формулы-1 и источником вдохновения для грядущих поколений.