Велокросс самые сложные гонки в велоспорте. В нашей стране он не очень популярен. Скорее всего по причине его недооцененности из-за отсутствия его в олимпийской программе.
Когда прошли первые гонки по велокроссу?
В конце XIX века во всем мире бурное развитие получил велоспорт. Все основные виды велоспорта, такие как шоссейные, трековые велогонки, велокросс появились именное в то далекое время. Разнообразие формировалось от желания испытать себя в чем-то новом и необычном. Вчерашние любители конных соревнований с большим энтузиазмом пересаживались на железных коней. Мы уже рассказывали про шоссейные и трековые гонки, сегодня наш рассказ будет о велокроссах.
Первые упоминания о соревнованиях по велокроссу встречаются в конце XIX века. Зарождение гонок начиналось с придумывания правил. Учитывая, что опыта у людей не было, то всё придумывалось с нуля. Расскажем о некоторых вариантах велокроссов.
КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ВАРИАНТЫ ВЕЛОКРОССА?
Велокросс гонки с воздушным шаром.
Один из вариантов гонок проходил с использованием воздушных шаров. Велогонка начиналась, где взлетал воздушный шар. Гонщики преследовали воздушный шар. Естественно шаром движет ветер, поэтому велогонщикам приходилось ехать через поля, леса, водные преграды. Финишем было место, где приземлился воздушный шар. Согласитесь, интересная гонка, такую можно было бы провести и в наше время.
Заранее определенный финиш
Следующим вариантом была организация гонки с заранее определенным финишем в другом населенном пункте с точкой финиша у церкви, которая служила ориентиром с большого расстояния. В этом случае гонка тоже могла проходить по пересеченной местности по дорогам общего пользования, но часто гонщики путь к финишу прокладывали максимально прямо, поэтому на их пути появлялись разные преграды, такие как изгороди и заботы.
КАК ПОВЛИЯЛО ПОЯВЛЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВЕЛОКРОССУ?
Появление соревнований создавала конкуренцию между велогонщиками, и соответственно, дало развитие велосипедных технологий, что в итоге привело к эволюции велосипедного мира. Развитие было в разных направлениях, некоторые из которых заходили в тупик. Так, например, размер колес. Всем известно, что большие колеса дают большую стартовую и трассовую скорость, но делая их очень большими пропадает возможность преодоления препятствий. Поэтому велосипеды с большими передними и малыми задними колесами достаточно быстро исчезли. В этой эволюции немалое значение имели соревнования по велокроссу. И самое главное через множество технических модификаций, велосипед пережил процесс социальной адаптации и стал настоящей механической лошадью для рабочего класса людей, имеющих небольшой достаток.
РОЛЬ ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ И ВЕЛОКРОСС ГОНКИ.
Значительную роль в появлении велокросса также сыграла Французская армия. На вооружении которой находились складные велосипеды, спроектированные и построенные капитаном Анри Жераром. Они часто использовались в пехотных и кавалерийских полках. Велосипеды были такими же быстрыми, как лошади, но намного меньше, легче по весу, не требующие корма и особого ухода. Следовательно, с ними было проще обращаться, а покупка и обслуживание для армии обходились дешевле. Кроме того, использование велосипеда вместо лошади обеспечивало важное тактическое преимущество. Военный разведчик на лошади был быстро замечен и стал легкой мишенью, в то время как велосипедист был намного эффективнее для проникновения и разведки. Интенсивные тренировки на тренировочных площадках автоматически привнесли соревновательный аспект, который привел к велогонкам по бездорожью.
К Чему привело развитие велокросса?
Все это развитие привело к созданию спортивных клубов и союзов. Примером является Союз французских обществ спортивной атлетики (USFSA). Именно он играл основополагающую роль в любительском спорте и спортивных мероприятиях, которые со временем переформатировались в профессиональный спорт.
Первые гонки по велокросс были введены Велоклубом Парижа (UVF), бывшим французским военным Даниэлем Гуссо в начале ХХ века. Первый национальный чемпионат Франции по велокроссу UVF под руководством Даниэля Гуссо был проведен в воскресенье 16 марта 1902 года. Стартом и финишем была деревня Малабри. Трасса гонки в двадцать пять километров проходила по грунтовым дорогам и тропинкам пересекала леса. В гонке участвовали тридцать три участника, из них девятнадцать достигли финишной черты в присутствии около трехсот зрителей. Первым чемпионом Франции стал Фердинанд Де Бедер с временем 1 час 2 минуты и 34 секунды.
Ответы подготовлены экспертами CRIT.ERIUM.