Денис Мархасин – наш новый герой, легенда скейтбординга и человек, с которым пообщаться – большая честь для нас. Читайте интервью о том, как начинался скейтбординг в России, о её эволюции и любимом деле Дениса.
Денис Мархасин — легенда скейтбординга, застал все этапы развития скетйбординга в России. Его скейтбордическая карьера началась со школьной скамьи, а так же основал скейт-бюро «Цех» 10 лет назад.
Про историю российского скейтбординга
CRIT.ERIUM: В интервью журналу «Fur-Fur» ты говорил, что скейтбординг раздвигает границы стереотипов. Какой стереотип в твоей жизни был разрушен и ты был удивлен этому?
Денис Мархасин: Прежде всего, была раздвинута сама такая концепция, как — «стереотип». Ум каждого из нас создаёт ограничения. Это касается не только скейтбординга, но и жизни в целом.
Умение понять, что любой стереотип есть лишь ограничение ума или одностороннее суждение, дает такой инструмент, как скейтбординг.
Например, глядя на скейтбординг, может сложиться стереотип, что «я не смогу прыгнуть олли». Но со временем, если не держаться за него «мёртвой хваткой», приходит вера в то, что все-таки можешь. А когда помимо веры, ты прикладываешь усилие, то все получается. Стереотип — это то, во что мы верим. Да, порой, это даёт нам безопасность, но чаще не позволяет двигаться.
CRIT.ERIUM: Расскажи про то, как смотрел первые зарубежные скейт-видео? Собирались ли вы в компании для совместного просмотра?
Денис Мархасин: В 1991-м году на экранах советских кинотеатров крутили два художественных фильма. Они назывались Cleaming the Cube и Thrashin. Тогда у нас не было видеомагнитофонов и мы всей тусовкой ходили в кино по несколько раз. В этих фильмах было много катания, и нам было интересно рассматривать его. После появления видеомагнитофонов, мы собирались все вместе у кого-то дома и смотрели VHS кассеты. И после этого так вдохновлялись, что ломились до ближайшего спота с дрожащими коленками. Помню, как мы старались не выплеснуть заряженную энергию ни капли, пока не добирались до Парка Победы или Октябрьской. Там мы пытались сразу же повторить увиденные трюки.
Это очень сильно мотивировало и заряжало. Ещё не было интернета, скейтшопов, и любая информация была ценна. Самих видео у нас было мало. Кстати, каждый фильм мы знали не только по трюкам и музыке, но и по звукам, которыми он был насыщен.
CRIT.ERIUM: Что для тебя скейтбординг? И кого бы ты назвал бы «настоящим скейтером»?
Денис Мархасин: Для меня скейтбординг — это любовь, которая длится всю жизнь. Все мои действия так или иначе с ним связаны. Для меня это один из инструментов, который может привести к осознанности. Также к тому, чтобы любить и понимать жизнь такой, какая она есть. В молодости, мы не зависели от оценок других людей. Нам было не столь важно, что о нас говорят, думают и как к нам относятся. Мы просто делали дело, которое любили. Важно пронести это через всю жизнь, оставаясь независимым ни от кого и не от чего. Как бы трудно не казалось. Ты просто встаёшь, отряхивается и снова делаешь этот трюк. Это касается и жизни.
А «настоящий скейтер» — это тот, кто не теряет этой фокусировки всю жизнь.
Скейтбординг хорош тем, что не важно, сколько тебе лет и какой у тебя статус. Ты просто берёшь доску и кайфуешь. Ты независим.
Классические скейтспоты Москвы
CRIT.ERIUM: Российский уличный скейтбординг начинался с классических памятников, таких как: Памятник Ленину, Парк Победы, Памятник «Покорителям Космоса» и так далее. Расскажи, как вам вообще приходило в голову начинать там кататься. Когда появилась чуйка на скейт споты?
Денис Мархасин: По сути, памятник — это и есть скейтспот. А то, что мы там катались, обусловлено тем, что там хорошее покрытие и бортики для скольжения. Отмечу, что хорошего ровного покрытия в то время было не много.
Денис Мархасин об эволюция скейтбординга в России и мире
CRIT.ERIUM: Насколько было тесное скейтборд комьюнити и насколько сильно оно изменилось?
Денис Мархасин: Мы все друг друга знали и дружили. Невозможно было встретить кого-то в Москве с нормальной доской и скейт-кедах, и чтобы ты его не знал. Скейтбординг не был модным, более того, нас просто никто не понимал.
В 90-х у людей были другие приоритеты. Они думали о том, как выжить или кинуть ближнего своего. И те, кто вливался в нашу тусовку, точно знали, зачем они здесь, чего они хотят. Двигало только одно — любовь к скейтбордингу. Поэтому нас каталось человек 20-ь или даже меньше. И также мы знали всех «психов» из других городов, кто был «болен» этой же болезнью. До сих пор у меня сохранились бумажные письма, в которых мы писали друг другу о том, какие кто трюки научился и с чем приходится сталкиваться.
Мы поддерживали и помогали друг другу. Сейчас количество скейтеров выросло во много раз, и это здорово!
CRIT.ERIUM: Насколько сильно по твоему мнению поменялся скейтбординг после того, как стал олимпийским видом спорта?
Денис Мархасин: Пока в корне ничего особо не поменялось. Разве что стало больше споров о том, спорт это или нет, хорошо ли, что его включили в Олимпиаду, или плохо, и как это повлияет. Из плюсов: стало больше скейтпарков. Из минусов, государство теперь думает, что влив бюджеты на строительство скейтпарков и призовые фонды на контесты, оно сможет контролировать эту молодёжь. От части, это, к сожалению, так. Те, кто сидит на этом доходе, будут все делать для того, чтобы с него не слезть. И вопрос в том, как далеко они пойдут и какими принципами готовы пожертвовать. Я также являюсь частью этой системы, так как являюсь основателем компании по производству скейтпарков. И некоторые мы строим за счёт госбюджета. Однако ровно этим же, мы занимались и до включения скейтбординга в Олимпиаду.
Денис Мархасин: Что касается самого включения, то тут все просто. Хотя это и не каждый может понять. Скейтбординг — это не спорт в том виде, каким его хотят видеть чиновники. Он нужен Олимпиаде, потому, что молодёжь не хочет смотреть на академическую греблю или стрельбу из лука. А спонсорам нужны рейтинги. Те, кто втянул скейтбординг в олимпиаду, никогда не смогут понять, что это про творчество и объединение. А обычный спорт является лишь разделением: на команды, атлетов, страны… быстрее, выше, сильнее.
Денис Мархасин: В их головы это просто не может войти, они думают, раз там они на чем-то ездят, пусть соревнуются, и это создаст нам рейтинги и поможет продать больше рекламы. Другое дело, что молодое поколение может по-новому начать это воспринимать. Наверное более искажённо, отличительно от нашего восприятия. Они могут действительно поверить в то, что пора соревноваться, обгонять и тд. Хотя все понимают, что Олимпиада — это политика, допинг и куча грязного белья. Задача более зрелого поколения объяснять это, но при этом не скатываться в skate&destroy. Скейтбординг как человек. Он растёт и зреет, и нужно чувствовать это и относиться к этому с пониманием.
Скейтбординг — это про баланс
Денис Мархасин: Взрослым скейтерам пора понять, что можно быть счастливым и вести здоровый образ жизни. И это вовсе не связано со спортом и Олимпиадой. Скейтбординг — это необязательно пьянки и деструктивизм. Это баланс, а балансы мы любим. Надо лишь осознать и научиться быть не привязанным к любой навязанной концепции из вне. Ты можешь не топить за спорт и Олимпиаду, но при этом понимать, что кататься будет хотеться и в 50 лет. Для этого нужно научиться сохранять здоровым своё тело: питание, йога, медитация, на что вас хватит и к чему вы созрели.
О перспективах развития скейтбординга
CRIT.ERIUM: Какие перспективы развития российского скейтбординга ты видишь?
Денис Мархасин: Перспектива не только у нас, а в целом такая, что если из скейтбординга сделают спорт-спорт, загонят его в определённые рамки, такие как — Олимпиада, разряды, тренеры, чемпионаты, то он умрёт. Не сразу, конечно. Пока катается поколение скейтеров, которые начинали и выросли на улице, все будет нормально. Они это сохраняют и передают. Но если фокусировать новое поколение только на гонке за призовыми местами, кубками и медалями, то уйдет то, что дает скейтбординг — это свобода, независимость и желание творить не ради чего-то, не для достижений, а потому что тебе именно сейчас хочется сделать этот трюк, а потом другой и твой кореш рядом пробует тоже самое и в азарте, а не соревновании вы просто делаете это, потому что вам прикольно, а не потому что завтра чемпионат и нужно накатать определённую программу, думать о том, как перекатать другого спортсмена и соблюдать распорядок дня. Ты просто творишь в моменте и пространстве — это творчество. Не один чиновник это не сможет понять.
Поэтому, как я и говорил ранее, важно понять и найти баланс между тем, что скейтбординг — это не спорт, и тем, что он также и не должен разрушать вас и ваше здоровье. Имею ввиду тот образ жизни, которым обычно живут скейтеры: алкоголь и тд. Важно суметь сохранить кайф, который вы получаете от катания на протяжении всей жизни. Также не забывать передавать эту искру другим. И у знаменитого лозунга от журнала Thrasher — skate&destroy совершенно другая интерпретация: катайся и разрушай — шаблоны, стереотипы, которые тебе навязывает общество, государство, политика и кто бы то ни был. Корпорации хотят, чтоб ты не думал, а бухал и курил, например. Пусть делают это сами. Им не добраться до тебя, ты скейтер, и ты независим!
Денис Мархасин о предпринимательстве, создании продукта в скейтбординге
CRIT.ERIUM: Когда в российском скейтбординге был процесс создания, насколько близко вам удалось приблизится к оригиналу? И какие новшества вы старались привнести?
Денис Мархасин: Когда в 92-м году, мой друг, Паша Сорокин, все-таки смог взять денег у родителей и купить себе б/у самодельный комплект скейтборда, то у меня не было такой возможности. Все, что оставалось, это придумать, как материализовать заветный скейтборд. Также было понимание, что хороших подвесок не делал никто.
Напомню, что это было задолго до появления первого скейтшопа. Поэтому, всё, на что мы могли рассчитывать, — это хороший самодельный скейт для трюков, который был скопирован с американского скейта. И вот, поняв, что я не скоро смогу купить даже такой скейт, а стоил он 120 руб, как хорошая зарплата одного из родителей, я не придумал ничего лучше, как начать производство подвесок. Это был секретный авиационный завод, но учитывая то, что в то время многие сидели без работы и зарплаты, рабочие были рады любой подработке. Мне помогал мой отец, который был связан с этим предприятием.
Мы взяли за образец подвеску, которая была у Паши. Причём, это уже была копия и не очень хорошего качества. Тем не менее, мы подбирали нужный материал стали и авиационного алюминия, так, чтобы подвеска отвечала всем необходимы требованиям и была прочной. Долгое время мы экспериментировали с закалкой оси и подбором самого металла. Ведь она должна была не ломаться и не гнуться. Спустя год, мы раздобыли китайскую подвеску, — аналог американских Independent, и стали делать. Как сейчас говорят, хорошую реплику.
Один из первых самодельных скейтбордов, который оказался на авито
Много скейтеров всего бывшего союза каталось на этих подвесках. Мне было 16 лет и на контесты в разные города, я привозил с собой эти подвески для реализации. Это позволяло нам с Пашей покупать скейт-стаф и билеты для проезда на контесты.
О создании мастерской «ЦЕХ»
CRIT.ERIUM: Расскажи как пришла идея создать мастерскую «ЦЕХ»?
Денис Мархасин: По сути, также как и с подвесками. Было понимание, что скейтеров уже много, а ситуация со скейтпарками не меняется. Можно сказать, что их просто нет. И это в огромной-то стране, где скейтбординг все же стал очень популярным. Вначале 00-х в Питере я познакомился с парнем, который с гордостью показал мне свой самодельный фанбокс. Он создал его на окраине города у кинотеатра, и я сказал ему, что он мог бы заниматься скейтпарками. То, что я видел, было действительно круто. Не смотря на то, что этот парень был довольно молод. Спустя некоторое время, он создал большую компанию, которая строит сейчас почти в каждом городе. В то время у меня был скейтшоп, поэтому заниматься скейтпарками было некогда. Однако, после его закрытия меня позвал мой друг, который к тому моменту уже строил скейтпарки и создал филиал немецкой компании.
Мы стали работать вместе и развивать линейку более стандартных скейтпарков под брендом «ЦЕХ». Спустя время, из-за возникшего кризиса, связанного с большой недоплатой от заказчиков, мой друг ушёл из этого бизнеса. Однако я решил продолжать, так как это очень интересно. Главное, это осознание того, как эта деятельность влияет на город, на людей, на тех, для кого это создаётся. Для многих райдеров, скейтпарк становится важным местом в их жизни. Они делают первые трюки, встречают друзей, может даже первую любовь, и это останется в их воспоминаниях на долго. Нельзя забывать о том, что сам скейтбординг меняет человека и его мировоззрение.
Денис Мархасин о хобби, увлечениях и отдыхе
CRIT.ERIUM: Пробовал ли ты себя в других видах спорта, например: сноубординге, сёрфинге и прочих досочных видов спорта?
Денис Мархасин: Да, пробовал, но не сильно много. Примерно в 93-м наши друзья, из немногочисленных сноубордистов на тот момент, приглашали нас кататься. Мы делали это в джинсах и кроссовках. Просто было интересно посмотреть и попробовать, но я не очень люблю зиму и холод, поэтому пока ещё как-то не сложилось. На серфе тоже пробовал, причём в хорошем месте — Осгор. Это деревушка на западном побережье Франции. Мне очень понравилось, но пока тоже не уделяю этому много времени. Для катания на серфе, как и на сноуборде, нужны особые места, чтобы это было действительно в кайф.
CRIT.ERIUM: Какой твой любимый фильм/сериал/книга?
Денис Мархасин: Единственное, кого бы я советовал всем посмотреть — это Артур Сита. Есть такой человек и с ним много видео на Youtube, рекомендую. Еще недавно я наконец-то посмотрел «Крестного отца» и это классный фильм. Он про семью и принципы, которым следуют.
Семья — это главное!
CRIT.ERIUM: Про кого бы ты хотел прочитать подобное интервью?
Денис Мархасин: Мне нравится читать истории взрослых скейтеров, прорайдеров. Когда читаешь, то понимаешь, что многие из них чувствуют ровно то же самое, что и ты. Именно поэтому, скейтбординг не имеет границ и национальностей. Куда бы ты не приехал, ты быстро найдешь общий язык со скейтером другой страны. Даже если не говоришь на языке этой страны.