Петр Винокуров к вашему вниманию. Вы его мельком могли видеть на лучших горных курортах или даже только слышать, но точно не догнать. Человек-гонка, человек, который знает время на каждом повороте до долей секунды, многократный чемпион России. Чекаем его редкое интервью.
Нам зашли твои предыдущие интервью о спорте и…спорте : ) Мы пойдем чуть другим, имиджевым путем. Что есть в твоей жизни кроме горного велосипеда? Ожидаем, конечно, откровенный и подробный ответ.
Петр Винокуров: Сейчас в моей жизни действительно все связано с катанием! Где-то 4-5 последних лет, с того момента, как я переехал на юг России, я все время катаюсь. Или где-то на съемках проектов. Между поездками и тренировками провожу время с семьей. В сентябре, кстати, у меня родился сын! Он уже был в горах, в Сочи и в Архызе, и даже видел из отеля, как его папа прыгал с 22-метрового трамплина!
В зимнее время заменяю катание тренировками в зале. Могу в одиночку сгонять в Ижевск из Краснодара на гонку. Вообще, я достаточно много проехал на машине за 2 года — около 70 тыс. км. Ездил до Андорры в том году через Турцию и всю Европу. С 2015 года я открыл сотни новых локаций для катания и сейчас просто не представляю сезон без путешествий.
Помнишь ли ты свои первые ощущения/ раскадровки в памяти от велосипеда?
Петр Винокуров: Помню, как папа в Сокольниках в 2004 или 2005 купил мне первый байк на 20 колесах с подвеской и переключателями. Он уже в то время занимался мотокроссом и выбрал мне крутой байк. Я на нем гонял все летние каникулы в деревне. Это было классно!
Исконно важный вопрос для начинающих. Как первый и ярчайший представитель даунхилла среди наших Hero, отметь, пожалуйста, 6-7 нетривиальных плюсов и минусов этой жесткой дисциплины.
Петр Винокуров:
Плюсы
- Постоянные путешествия в горы
- Известные трассы есть по всему миру от Новой Зеландии до Канады
- Молодой спорт, быстро развивается
- Можно стать Чемпионом Мира в 39 лет (Грег Миннаар)
- Тысячи всевозможных вариантов сборки байков из различных запчастей
- Возможность выучить трассу в отличие от эндуро
- Большие прыжки
Минусы
- Сложно перевозить байк и запчасти — большой объем
- Нужна хорошая физическая подготовка — это не аттракцион
- Травмоопасен
- Непродуманная система экстренного спасения на локальных гонках
- Постоянное обслуживание оборудования и стоимость расходников
- В этом спорте почти нет призовых, есть только бонусы от спонсоров
Отмечу, что мы тут говорим про гонки, про скоростной спуск с горы на время. Все остальное — большие трамплины и катание по ледникам, вулканам или каменным осыпям между скал — это фрирайд. Это свобода для творчества, и за это многие любят маунтинбайк, включая меня.
Можно ли говорить, что гравити-дисциплины в нашей стране замедлили свое развитие в последние 10-12 лет, как по-твоему, какой бы встряс мог бы раскачать историю?
Петр Винокуров: Если мы говорим про дисциплины даунхилл и эндуро, то они как раз набирают обороты. Я вижу, как они развиваются. Меня приглашают проводить мастер-классы, обучающие сборы. В регионах проводятся гонки, где молодые ребята могут получить разряды для участия в Первенстве и Чемпионате России. Проводятся эндуро-серии. От Сахалина до Крыма везде есть трассы.
Не хватает новых гонок с заманчивыми трассами, куда бы приезжали ребята со всей страны. Прямых трансляций соревнований. Моя миссия — это показать максимально высокий уровень катания за свою карьеру.
Немного мейнстрима. У тебя довольно сдержанный на эмоции и «воду» ютьюб и не ежеминутный инстаграм, как ты относишься ко всему этому добру?
Петр Винокуров: Сейчас у меня 3 основные площадки для размещения контента, и YouTube мне нравится. Я стараюсь делать качественный контент, даже если на это потребуется больше времени, чем запланировано. Помню, давно где-то услышал такую фразу: “Выделяйся, делая то, что тебе нравится”.
У нас в стране просто необходимо активно вести социальные сети и выделяться! Все хотят большие охваты. В Европе, например, можно встретить ребят с 7-10 тыс. подписчиков в Instagram* в заводских командах. Но ребята показывают хорошие результаты на Кубках Мира, и их показывают в прямой трансляции на ТВ.
Мог бы ты описать качества крутого мтб-райдера в скоростном спуске для наших детей?
Петр Винокуров: Он всегда уверен в себе, в своих силах и в своем оборудовании, на котором выступает. Он знает, на какой результат может рассчитывать, и знает, что нужно делать для победы. Сконцентрирован, дисциплинирован, умеет анализировать и всегда борется до конца. Заряжает энергией! Когда я начинал кататься, меня больше вдохновлял стиль фрирайдеров из знаменитых фильмов Disorder. И что-то я от них тоже взял.
Есть ли у тебя какое-то идеальное понятие лучшей трассы для даунхилла (для соревнований), что там определенно должно быть? Может быть, ты где-то бывал на таких?
Петр Винокуров: Я катался в Европе на лучших трассах мира, где проходили этапы Кубка Мира, не один раз. Чаще всего топовые трассы отличаются шириной и выбором траекторий. В моем случае интерес вызывают трассы с большими скоростными прыжками, например, трассы гонки Хардлайн.
Думаю, что старая трасса Кубка Мира в Андорре и черная трасса в Австрии в Шладминге — одни из лучших. Но и у нас в Архызе мне очень нравится трасса прошлогоднего Чемпионата. Основной тренировочный трек в сезоне 2024, где я ставил рекорды.
Немного о травмах на велосипеде — их же множество. Как борешься с ними или практикуешь какие-то эффективные реабилитации? Можешь ли дать совет подписчикам: как минимизировать риски получения травм?
Петр Винокуров: Совет новичкам: не пренебрегайте защитой. Сейчас её научились делать, и она выглядит круто, и её круто носить! Это не огромные пластиковые щитки, как 15 лет назад, напоминающие хоккейную форму. Я бы сказал так: защита груди и спины обязательна. И шлем только фулл-фейс. Далее, выбирать трассу по своему уровню и учитывать погодные условия.
Давай разберем, откуда вообще берутся травмы? Когда человек делает то, что не по его уровню, делает слишком большой левелап. Да, может повезти раз и два, байк вывезет, но потом ты все равно упадешь. Или, например, игнорирование разминки и раскатки. После перерыва в месяц без катания ехать гоночную трассу в Архызе в темпе 4.10 (это лучшее мое время на этой трассе) очень опасно. А вот 4.25 можно спокойно сразу ехать после перерыва.
По реабилитациям скажу, что всему нужно терпение. И травмы — это часть игры. Нужно или с этим смириться, или не заниматься экстремальным спортом. В любой момент каждый из нас может разбиться, и надо это четко осознавать.
Есть миф, что гравити-дисциплины очень денежно затратные. Согласен ли ты с этим утверждением? Или все-таки у народа всегда есть выбор?
Петр Винокуров: Нет, не согласен. Сразу вспомни, сколько стоит топовый байк для шоссе или кросс-кантри? Даунхилл становится затратнее, когда начинаешь участвовать в гонках, покупать гоночные детали, экипировку и защиту. А ещё каждый год выходят новые модели колёс, например, или подвески. И они становятся всё технологичнее и лучше, и на них приятнее кататься. Это факт!
Твой системный подход к гонкам удивляет (можно немало ценного прочесть в сети). В шутку, ты будто йог, логист и топограф в одном лице)) Можем ли мы ждать твою методику побед в гонках для всех в качестве учебника или это секретные правила игры?
Петр Винокуров: Хаха! Я бы ещё добавил механиков. Так как подготовить и правильно настроить оборудование — это большая часть процесса в нашем спорте.
Никаких секретов. Я всегда делюсь с ребятами на гонках своими мыслями по настройкам и по траекториям. Тут, думаю, как и везде, всё работает воедино. Кроме хорошего оборудования и физической подготовки, умение быстро найти лучшие траектории в день тренировок или правильное восстановление после заездов — не менее важная составляющая. Я постоянно провожу анализ, что можно улучшить. Провожу тесты разных настроек и запчастей под разные погодные условия в горах.
Думаю, что учебника не будет. А вот команду создать для выступления на международных соревнованиях было бы круто!
У тебя идеальное позиционирование, как профессионального спортсмена, твои реноме и посыл. У тебя есть спонсоры, постоянные победы в стране, съемки в больших проектах, а чего-то, может, не хватает?
Петр Винокуров: Спасибо! Все идет хорошо, если выкладываешься на полную! В сезоне 2025 готовлюсь к поездке на Кубки мира и Европы. Я достаточно поздно пришел в этот спорт, и у меня есть еще около 5 лет, чтобы проявить себя. Сейчас я в своей лучшей форме, пора действовать! Много всего интересного на пути, начиная с Ковида, потом СВО, потом сложности в перемещении по Европе. Запреты на участие в Кубках мира в 2023, статусы нейтрального атлета. Но в целом – все реально.
Поделись с читателями ценной информацией, пожалуйста:
Твой любимый фильм-медитация?
Петр Винокуров: Прямые трансляции с Кубков мира по скоростному спуску скорее всего. И могу еще часами смотреть POV с трасс со всего мира.
Твой лучший трек в наушниках, чтобы выиграть гонку? (если бы это можно было использовать)
Петр Винокуров: Не слушаю музыку на гонках. Особенно когда катаюсь. Бывает, перед тренировкой включаю BlackSabbath.
Твоя настольная книга в детстве?
Петр Винокуров: Книгу не вспомню, но глобус точно был на столе.
Отметь, пожалуйста, двух почетных гостей, которых мы с гордостью пригласим на интервью, а они согласятся.
Петр Винокуров: Петр Андреев и Иван Кунаев.
*Компания Meta, а также ее продукты Facebook и Instagram признаны экстремистскими в России.