Banzay – основатель танцевальной компании FarForYo и талантливый танцор, сочетающий элементы хип-хопа, боевых искусств и современного танца. Его уникальный стиль и харизма сделали его одним из самых востребованных танцоров в мире. В этом интервью мы поговорили о его творческом пути, танцевальном опыте и хип-хопе.
Твой стиль в хип-хопе всегда отличался оригинальностью. Как ты пришел к такому уникальному подходу в танце и что вдохновляло тебя на протяжении всего пути?
Banzay: Спасибо за ваш вопрос. Мне очень приятно, что, наблюдая за мной, вы отмечаете именно оригинальность. Это значит, что я иду своим путём и создаю что-то особенное. Когда я стал частью хип-хоп культуры, первое, что я услышал — «будь оригинальным». Хотя в себе я всегда вижу что-то простое и понятное. Я всё время наблюдаю за природой, за движением и ритмом, который окружает меня.
Вдохновляюсь людьми, разными — плохими, хорошими, спокойными и энергичными. Любая человеческая энергия — это чувство, а чувство — это, наверное, жизнь. Банально, но я так чувствую.
Как ты подходишь к созданию новых хореографий? Есть ли определенная техника или методология, которой ты придерживаешься?
Banzay: В процессе создания новой хореографии я опираюсь на свои особенности, такие как наблюдение за окружающей средой и её настроением. Сейчас, конечно, становится сложнее, так как многое уже придумано и существует множество интерпретаций. Однако именно твоя собственная органика и наполнение становятся главной особенностью. В этом случае драматургия не нужна, ведь ты сам являешься смыслом и движением.
В чем заключается главное отличие хип-хопа от других танцевальных стилей? Какие элементы его делают такими узнаваемыми?
Banzay: Наверное, это доступность. Каждое движение может сделать любой человек. Это сочетание различных социальных и культурных особенностей народов. Этот стиль танца объединяет. Главная его особенность — это качать, баунс, скейт и ролл. Всем понятно, как прыгать, всем понятно, как скользить, всем понятно, как крутить. Это главное отличие и черта направления.
Как ты сочетаешь традиционные элементы хип-хопа с современными тенденциями в танце? Насколько важно для тебя сохранение аутентичности этого стиля?
Banzay: На мой взгляд, сейчас всё смешалось: каждый выходит и танцует любимыми движениями, сочетая любые стили, как ему вздумается. Я был, наверное, одним из первых, кто объединил эстетику балетных форм и выразил её через настроение хип-хоп танца. Конечно, это не как в фильме «Шаг вперёд», ха-ха.
Со временем я понял, что для профессионального танца необходимо изучить основы направления, как и в любой другой творческой или технической специальности.
В процессе формирования моего танца были изучены различные стили и их разновидности. Эстетику балета и народного танца я изучал в училище культуры. До этого я занимался спортом, где научился сочетать физическую и пластическую подготовку тела. Именно поэтому основы нужно знать, но смотреть на них свежим взглядом.
Какую роль в твоем творчестве играет музыка?
Banzay: Музыка — это ключ в танце, на мой взгляд, самое главное, особенно в стрит-направлении. Без музыки нет танца. Это постоянный внутренний голос, который звучит, вырывается наружу и превращает всё в движение, в танец. Темп и ритм — это основа для танца, а в хип-хоп танце — тем более. Бит — как пульс, превращённый в импульс.
Как ты обучаешь своих учеников, чтобы они могли развить собственный стиль, но при этом сохраняли основы хип-хоп культуры?
Banzay: К сожалению, я не занимаюсь активной педагогической деятельностью. Все мои ученики — это ребята, которые поддерживают со мной дружеские отношения. Мы часто обмениваемся опытом и обсуждаем разные вещи, а я стараюсь определить, на что им следует обратить внимание в процессе обучения танцам.
Конечно, мне бы хотелось создать собственную платформу для профессионального обучения. Сейчас я работаю над созданием методики преподавания хип-хоп танцев.
Какие трудности возникают при преподавании такого сложного и многогранного стиля как хип-хоп? Как ты справляешься с вызовами?
Banzay: Для меня преподавание — это отдельная профессия. Это борьба двух категорий, я их называю аниматор/педагог.
Аниматор — это постоянное удовлетворение для тех, кто не смог найти время на фитнес или выбрал для себя не танцевальный жизненный путь. Из моих слов может показаться, будто я пренебрегаю этим. Но такова реальность. А вот именно преподавание — это работа с людьми, которые избрали путь исполнителей.
Сложность заключается в том, чтобы грамотно распределить своё время и найти тех, кто хочет развиваться и связать свою жизнь с такой профессией, как танец.
Что для тебя важнее в танце: техника исполнения или самовыражение танцора? Как ты находишь баланс между ними?
Banzay: Важно всё: качество самовыражения зависит от техники, музыкальности и внутреннего наполнения танцовщика. Если чего-то из этого не хватает, у зрителя возникают вопросы. Сейчас каждый сам себе хореограф. Правда, без практики ничего не случится точно. Под лежачий камень вода не течёт. Это постоянный поиск подходящих средств самовыражения.
Хип-хоп как культура и как танец постоянно меняется. Как ты видишь его будущее? Что, по твоему мнению, будет актуально через 5-10 лет в этом направлении?
Banzay: Однозначно, меняется. Я наблюдаю за текущими событиями, и мне становится одновременно страшно и увлекательно. Страшно, потому что всё больше людей хотят выражать себя через танец, но они хотят пройти этот путь сразу, уже сейчас выдавая некачественный танец под соусом профессионализма. А увлекательно, потому что интересно, что из этого получится. Всё смешалось, и пока нет чёткого понимания, какие ингредиенты у этого коктейля. Хочется верить, что в нашей стране появятся площадки для развития свободного танца, но под знаком качества, где каждый зритель сможет почувствовать и разделить это настроение.
Какие танцоры, хореографы или другие деятели искусства оказали наибольшее влияние на твое развитие и почему?
Banzay: За весь мой многолетний путь в танце я встретил и вдохновился множеством людей. В первую очередь, моими близкими друзьями: Раф, Женя Мелентьев, Ларан, Миша, Витэк, Лукаш. Среди иностранных друзей — Physs, Popin Pete, Mech, Paul Ereck. Французская и американская сцены хип-хопа и поппинга. Хореографы современного танца — Начо Дуато, Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Кристалл Пайт. Возможно, сейчас они звучат супермейнстримно, но в далёком 2009 году я был восхищён их постановками и умением создавать шедевры. Они были и остаются новаторами. Их смелость и уверенность заряжали, а энергия подпитывала. Казалось, будто всё это нереально, но желание прикоснуться к чему-то великому было сильнее.
3 любимых музыкальных альбома?
Banzay: Могу вечно слушать эти альбомы:
Slum Village — Fantastic vol 2
A Tribe Called Quest — The Love Movement
Kendrick Lamar — DNA
Если бы ты мог порекомендовать следующего человека для интервью, кто бы это был и почему?
Banzay: Разумеется, я посоветую своего друга, кем вдохновляюсь я. Речь о Мишке Луганском. С ним мы знакомы с самого начала моего танцевального пути. Миша – танцовщик, дизайнер, человек-стиль и серый кардинал моего творчества. Его мнение было для меня ориентиром. Человек, который показывает своим примером, как выходить за рамки своей свободы и смотреть на вещи под другим углом. Он вдохновляет быть смелым и не бояться сложностей.