HERO: Вячеслав Екимов

Героем этой недели стал Вячеслав Екимов — президент Федерации велоспорта России. В нашем материале мы поговорили про ключевые моменты развития велоспорта в России, перспективы таких направлений, как шоссе, BMX, трек и маунтинбайк.

Вячеслав Екимов

Вячеслав Екимов — советский и российский велогонщик, трехкратный олимпийский чемпион, рекордсмен мира, заслуженный мастер спорта, лучший велосипедист ХХ века в России, а также почетный гражданин города Выборг.

Видеоинтервью Вячеслава Екимова

Вячеслав Екимов 45 лет в велоспорте

Про начало карьеры

Вячеслав Екимов начал заниматься велоспортом в 1979 году в своем родном городе Выборге. Сначала он занимался несколько лет легкой атлетикой, выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Одной из причин, почему Вячеслав Екимов пришел в велоспорт, было желание обладать спортивным велосипедом. Немаловажными стали его определенная внимательность и стратегический подход при выполнении физических нагрузок.

«Первые победы в велоспорте были убедительными, настолько, что со сверстниками было неинтересно соревноваться»

Выиграв первые старты, а именно первый зимний велокросс, шоссейную гонку, а также гонку критериум по городским улицам, Вячеслав подумал:

«Неужели все так легко в велоспорте?»

Однако, позанимавшись дальше, Вячеслав Владимирович осознал, что каждая победа дается с большим трудом. Конечно, это касается не только самих соревнований, но и всего тренировочного процесса. Победы даются через большое количество самоотдачи и через некую жертвенность.

Олимпиада, Tour de France, личные рекорды и первые контракты

Вячеслав Екимов считает, что в профессиональном спорте «Тур де Франс» является вершиной всего велоспорта. Олимпиада и «Тур де Франс» — немного разные по своим достижениям соревнования, а в приоритете у профессиональных спортсменов всегда будут мировые серии. Это вызвано тем, что первые профессиональные велогонщики были допущены до Олимпиады в 1996 году. Сейчас уже есть велосипедисты, которые нацелены на Олимпийские игры, и для них Олимпиада в приоритете.

Вячеслав Екимов
Архивное фото, Июль 1996 года

«Мои олимпийские награды стали некоторой вехой, так как не было возможности выиграть “Тур де Франс” в целом. Отдельные этапы — да, но с той формой, которую набирал во время “Тур де Франс”, основным фокусом оставались Олимпийские игры»

В 1988 году Екимов завоевал золото в командной гонке преследования на Олимпиаде в Сеуле. 

А уже в 1990 году он подписал первый контракт с сильнейшей по тем временам командой Panasonic Sportlife. Тогда и началась новая жизнь, а именно жизнь профессионального велогонщика, которой Вячеслав Екимов отдал 17 лет своей жизни. Если говорить об ощущениях, то Екимов говорит, что многое изменилось с момента подписания контракта. Во-первых, стоит отметить разницу национальной сборной от профессиональной команды. В национальной сборной все, что требуется от спортсмена, — это крутить педали, получать дополнительное образование и, конечно же, питаться. В свою очередь, в профессиональном спорте все наоборот: нет никакой централизованной подготовки, а единственная задача — это быть готовым к выходу на старты и к соревнованиям. Во-вторых, на плечи спортсмена возлагается задача самому полностью проложить всю логистику от дома до соревнований, включая весь подготовительный этап и тренировочный процесс. В какой-то момент самостоятельность Екимова привела к возможности сбора чемодана за 10–15 минут, а также к полному пониманию, как устроены все европейские аэропорты.

Велоспорт в Испании

Испания, по мнению Вячеслава Екимова, — идеальная страна для тренировок по велоспорту. Конечно, этому способствует климат страны, который позволяет тренироваться круглогодично. В свою очередь, это обеспечивает более длительные тренировки на открытом воздухе. Минимальная тренировка в этом регионе — от 5 часов. Вячеслав Екимов тренировался в Испании с 1997 года.

Завершение карьеры профессионального велосипедиста

Самое тяжелое было — рассказать семье о завершении карьеры в велоспорте, так как семья давно привыкла, что жизнь Вячеслава связана с профессиональным спортом, опасностью и риском.

Вячеслав Екимов — президент Федерации велоспорта России

Перед тем как стать президентом Федерации велоспорта России, Вячеслав Екимов был спортивным директором команды Katusha. Его основными задачами были коммуникация со спонсорами и, конечно, подготовка спортсменов к соревнованиям.

Вячеслав Екимов

Изменения в векторе программы по велоспорту

В первую очередь президент ФВСР постарался применить подход, который был использован в команде Katusha. А именно — выстроить командную работу со всеми главами регионов и направлений в российском велоспорте.

План развития Крыма и другие ключевые регионы для велоспорта в России

Особенности местности Крыма позволяют спортсменам тренироваться круглогодично. Кроме того, горная местность обеспечивает возможность создавать соревнования, которые по своей сложности не будут уступать европейским.

Про гонки «критериум»

Критериум — зрелищное мероприятие в формате короткого кольца. В Европе критериумы популярны в Голландии. Там они представлены в других форматах, там огораживают часть городской площади и гонка проходит как фестиваль, где люди платят за входные билеты и могут пользоваться всеми удобствами фестиваля. 

Будущее велоспорта в России

Вячеслав Екимов

Сегодня в России получают лицензию на занятие велоспортом свыше 7000 человек. Во Франции таких лицензий выдается свыше 150 тыс. В идеале иметь 50–70 тыс. лицензий в год. Если говорить про шоссейные старты, то в идеале совмещать фестивали с профессиональными стартами. Развивать трековый велоспорт за счет строительства новых велотреков, путем совмещения одного помещения с другими видами спорта.

BMX в российском велоспорте

Площадки для BMX и их потенциал развития

В России действует программа «Спорт — доступная среда». По этой программе по всей России строят баскетбольные площадки, футбольные коробки, а также скейтпарки. Как один из примеров — скейтпарк «Садовники». Потенциал очень большой, потому скейтпарки нужно строить если не в каждом дворе, то точно на каждой улице.

Российские производители BMX-велосипедов и комплектующих

Основное конкурентное преимущество зарубежных брендов, по мнению Вячеслава Екимова, это маркетинг и реклама. Российскому производителю не то чтобы сложно конкурировать, а практически невозможно. Плохая осведомленность потребителя за счет низкой доли маркетинговой активности российских брендов ведет к низким продажам брендов. В свою очередь, низкие продажи ведут к отсутствию возможности вкладываться в собственный маркетинг. 

Совет начинающимся BMX-райдерам и их родителям

Если говорить про родителей, то лучше всего отдавать своих детей в BMX. Это начальная ступень в велоспорте, отсюда можно отдавать на велотрек, шоссе или другие направления. Надо следить за соревнованиями, надо приходить и смотреть. Нужно подготовить себя, что ребенок будет в некоторой опасности. Но в возрасте 7–8 лет у ребенка отсутствует чувство страха, есть только адреналин и драйв. Лучшее решение — отдать ребенка тренеру, а самому отправиться пить кофе, чтобы не нервировать себя и окружающих.

Вячеслав Екимов


«Выражаем огромную благодарность Федерации велоспорта России за предоставленную возможность общения с таким выдающимся человеком. Это идеально, когда главой спорта является человек, который прошел путь спортсмена снизу вверх, побывал на всех уровнях, набрался опыта и может применять его на практике, чтобы делать спорт в России сильнее, чем у других».

Команда CRIT.ERIUM

За фотографии спасибо Михаилу Уварову @mi.uvarov

Поделиться:

Рекомендуем