Ранее мы рассказывали про уличную культуру Японии. В этот раз остановимся на компании NEIGHBORHOOD. Культовый японский бренд, который запомнился Российскому потребителю своим уникальным стилем и качеством.
Основатель NEIGHBORHOOD Синсуке Такизава и его начинания.
Синсуке Такизава родился в префектуре Нагано. Он вырос в сельской местности, на природе. И мы увидим, что она, как и все, имеет значение в жизни создателя и дизайнера Neighborhood.
Синсуке Такизава впервые посетил Харадзюку в начале 1980-х годов, в период становления токийской уличной сцены. В то время район переживал бурный период культурных экспериментов и эволюции. Именно тогда такие деятели, как Хироши Фудзивара, переносили свой опыт лондонской культуры панка и тедди-боя, а также нью-йоркской сцены хип-хопа и би-боя в свою страну. Влияние западных субкультур и творческих практик на собственные молодежные движения Токио было хорошо задокументировано. Это стоит подчеркнуть, рассматривая уникальную, пропитанную американским духом эстетику брендов, которые появились в Ура-Харадзюку в конце 80-х и в 90-е годы.
Именно эта хаотичная культурная среда в конечном итоге вдохновила Такизаву, близкого сотрудника токийского звукозаписывающего лейбла Major Force, создать в 1994 году свой собственный бренд уличной одежды NEIGHBORHOOD. Следуя по стопам лейблов, заложивших основу до него, таких как GOODENOUGH Фудзивары и Hysteric Glamour Нобухико Китамуры, Такизава использовал свои личные увлечения панк-роком и культурой мотоциклов.
В это время среди всех дизайнеров и творцов Ура-Харадзюку преобладала атмосфера взаимной поддержки, сотрудничества и перекрестного опыления идей. Это одна из основных причин, почему вы никогда не прочитаете профиль дизайнера без упоминания хотя бы одного или двух других знакомых имен. Именно Такизава помог Тэцу Нишияме из WTAPS получить компьютер Macintosh, с помощью которого он сделал свои первые графики WTAPS и «Сорок процентов против прав».
Коллаборации, качество и референсы.
Именно этот симбиоз породил культуру сотрудничества. Симбиоз, ставший затем основой уличной одежды и, можно сказать, основной моды. Команда Ura-Hara объединила свои навыки, ресурсы и перспективы и творила вместе, делая то, что они всегда делали. А затем просто переносила это на прилавки магазинов. Если вы когда-либо изучали историю всех этих брендов и пытались понять, где заканчивается один бренд и начинается другой, то дело как раз в этом. В наши дни нередко можно услышать, как бренды при обсуждении сотрудничества говорят о «развитии наших отношений» и «общих взглядах». В те времена это действительно было так.
Если увеличить масштаб и рассмотреть Ura-Harajuku в период его зарождения, то легко заметить рифмы и резонанс между различными лейблами и дизайнерами. Каждый из них был отдельным кусочком головоломки в гораздо более крупном изображении. Уникальным в своей индивидуальности, но связанным с более широким культурным моментом. В случае Такизавы, NEIGHBORHOOD взял элементы американской военной, байкерской и рок-н-ролльной культуры, отточил эстетику и создал бренд уличной одежды в черных тонах.
Как и большинство лейблов того времени, NEIGHBORHOOD оставался относительно неизвестным за пределами Японии. Знали о нем случайные посетители и одержимые уличной одеждой, совершающие паломничество в Японию. Но симбиотические отношения между Востоком и Западом, определившие streetwear-proper, присутствовали даже в ранние годы.
Например, ранний успех Supreme часто объясняется тем, что японские поклонники моды наткнулись на магазин во время отпуска и влюбились в дерзкую, неапологетичную скейтерскую эстетику бренда. Точно так же такие бренды, как NEIGHBORHOOD, обязаны своим ранним небольшим, но значимым статусом за пределами Японии горстке путешественников. Они привозили из своих поездок журналы типа COOL Trans и делились ими со своими друзьями. Наряду с несколькими другими брендами, такими как UNDERCOVER, BAPE, WTAPS и GOODENOUGH, NEIGHBORHOOD стал одним из авангардных пионерских брендов уличной одежды, выходящих из Японии, отличающихся от своих западных коллег превосходным качеством, мастерством и вниманием к деталям.
NEIGHBORHOOD прошел путь от героя родного города до глобального успеха.
Хотя сейчас это трудно представить, район Ура-Харадзюку не всегда был таким оживленным местом розничной торговли. Одной из причин, почему многие из толпы Ура-Хара тяготели к нему в начале 90-х годов, была именно дешевая арендная плата и удаленность от дороги. С точки зрения розничной торговли, только магазин Дзюна Такахаси и Ниго «NOWHERE» служил надлежащим местом для бурно развивающейся сцены уличной одежды. Вплоть до конца 2000-х годов NEIGHBORHOOD не имел флагманских магазинов как таковых, вместо этого у него была серия торговых точек HOODS, в которых продавались другие бренды, такие как WTAPS и Rats, а также множество универмагов и бутиков в Токио.
Именно это делает недавний успех таких брендов, как NEIGHBORHOOD, настолько захватывающим. За четверть вековую историю бренда NEIGHBORHOOD стал неоспоримым гигантом японской сцены уличной одежды. Как и многие его современники, Такизава, похоже, культивировал в своем бренде этику, которая в большей степени основана на искренней страсти и творческом любопытстве. Деньги были второстепенны. Бизнес в Японии остается стабильным уже более 20 лет. Экспансия на международные рынки была лишь приятным дополнительным бонусом, а не императивом.
Тем не менее, с начала тысячелетия было несколько основных совместных партнерств. Выпусков кроссовок и кроссоверных мероприятий, которые помогли NEIGHBORHOOD появиться на западных рынках. В начале 2000-х годов, когда, возможно, впервые производители кроссовок начали ориентироваться именно на sneakerhead. Adidas Originals приложил большие усилия, чтобы закрепиться на только что появившемся японском рынке уличной одежды. Возглавляемые Гэри Аспденом и Казуки Кураиши, «Три полоски» выпустили несколько ограниченных серий, а их совместные Superstar 2004 года остаются одними из самых желанных кроссовок той эпохи.
Затемненная эстетика, контрастные белые детали и тонкая графика в виде черепа и скрещенных костей — все это является фирменным знаком NEIGHBORHOOD, но в те времена это был большой шаг вперед для adidas.
Аналогичным образом, середина 2000-х годов стала, пожалуй, вершиной славы уличной одежды, когда сцена была достаточно большой, чтобы подпитывать множество захватывающих и неожиданных релизов, но достаточно маленькой, чтобы оставаться хорошо скрытым секретом под шумом истерии Soulja Boy BAPE. В 2007 году NEIGHBORHOOD впервые сотрудничал с Supreme, что помогло закрепить статус бренда как тяжеловеса в премиальной уличной одежде, которым он и остается с тех пор.
Как и многие другие крупнейшие японские лейблы уличной одежды, такие как UNDERCOVER, WTAPS, visvim и Wacko Maria, говоря о продукции NEIGHBORHOOD в терминах «сезон за сезоном», иногда кажется, что мы не уловили суть.
NEIGHBORHOOD исследует темы, а не времена года.
Западная мода часто характеризуется необходимостью создавать коллекцию дважды в год. Создавая что-то новое и неожиданное в каждой весенне-летней и осенне-зимней коллекции. Многие японские модные бренды, похоже, действуют скорее в терминах движений или эпох. Исследуют различные культурные ссылки и точки вдохновения, экспериментируя с различными графическими штрихами и методами дизайна. Прежде чем двигаться дальше, пока какая-либо одна техника не устареет или не перестанет использоваться.
Это, безусловно, относится и к NEIGHBORHOOD, который на протяжении многих лет отклонялся от своей байкерской и рокерской основы. Но никогда полностью не теряя себя. Если в начале 2000-х годов бренд твердо придерживался своей мотокультуры. То к началу 2010-х годов в коллекциях бренда стали появляться особые культурные моменты. Такие как музыкальный фестиваль в Альтамонте 1969 года или «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Хантера С. Томпсона.
Вместо того, чтобы рассматривать такие категории стиля, как «милитари», как строгие параметры, NEIGHBORHOOD использует культурный ландшафт. В котором эти категории находятся, для того, чтобы исследовать их с определенной целью. В этом контексте гавайская рубашка может вызвать психоделическую истерию «Апокалипсиса сегодня». Рваные и потертые джинсы могут быть из гардероба члена банды токийских байкеров или Трэвиса Бикла. А постоянно меняющаяся концепция американского стиля создает линию от ковбоев и пограничного духа до подготовки Восточного побережья, детройтской автокультуры, нэшвиллских чудесных лет и далее.
NEIGHBORHOOD взламывает код уличной одежды.
На этом, пожалуй, стоит закончить, поскольку это самое сердце того, что NEIGHBORHOOD делает так хорошо. Существует извечная дискуссия. Которая то и дело разгорается в кругах стритвира о том, как японские художники, дизайнеры, креативщики и потребители относятся к американской культуре. Распаковка обширной истории и особенностей истории взаимоотношений Японии с США и Западом в целом, как хороших, так и плохих, заслуживает большего пространства и большего внимания. Чем может предоставить статья, подобная этой, но симбиоз японских и американских дизайнеров и потребителей уличной одежды, безусловно, расстраивает многие современные дискурсы вокруг присвоения, к лучшему или худшему.
По крайней мере, можно сказать, что NEIGHBORHOOD и Шинсуке Такизава сделали то, что взяли фундаментальные строительные блоки американской культуры. Те фрагменты и фигуры нашей коллективной памяти, многие из которых были усвоены только путем культурного осмоса и случайных встреч через фильмы, музыку и культурные эфемеры. Переосмыслили и переделали их таким образом, что они кажутся более реальными, чем сама реальность. NEIGHBORHOOD — это бренд, корни которого уходят в байкерскую культуру, рок-н-ролл, панков, бунтарей, грязнуль и аутсайдеров, но это может быть даже не обязательно потому, что бренд на самом деле таков. Это потому, что он отражает платонический идеал того, какими должны быть эти вещи. Это культурное воображение субкультурного возвышенного, созданное с гордостью.