Популярность велосипедов Fixed Gear возросла в последнее десятилетие. Теперь велосипеды с фиксированной передачей, или «фиксы», считаются «городским шиком». На них ездят молодые велосипедисты, желающие почувствовать контроль и скорость односкоростного дорожного велосипеда.
Что такое Fixed Gear?
Fixed Gear — это фиксированная передача. Так называют велосипеды с трансмиссией, имеющей одну передачу, закрепленную на заднем колесе, так что вы не можете ехать накатом и должны продолжать крутить педали при любом движении велосипеда. Фиксированные передачи — одни из самых простых велосипедов. Поскольку для них не требуются переключатели скоростей, а в некоторых случаях даже тормоза.
История велосипедов Fixed gear
Шоссейный велоспорт с фиксированной передачей
Начну с весьма примечательного факта — колесо свободного хода было изобретено в конце XIX века. До этого времени все велосипеды были с фиксированной передачей, или иначе — все звездочки были «фиксированными». Начиная с первых велосипедистов, которые называли «костотрясами» из-за огромного дискомфорта при езде на них, и заканчивая велосипедами первых участников Тур де Франс.
На первых кругах вокруг Франции все ехали на велосипедах с фиксированной передачей! Так было до тех пор, пока в 1907 году инициатор проведения «Тур де Франс» Анри Дегранж не разрешил использовать свободное колесо. Для которого это было компромиссом, или, другими словами, меньшим из двух зол.
Дегранж разрешил использование свободного колеса, чтобы предотвратить появление уже существующих переключателей скоростей, которые неизбежно должны были войти в мир «Тур де Франс«.
«Я приветствую эту попытку, но все же считаю, что переменное передаточное отношение — это для людей старше сорока пяти лет. Не лучше ли побеждать силой мышц, а не уловками переключателя? Мы становимся слабыми. Пожалуйста, друзья мои, давайте признаем, что эта попытка была интересна нашим бабушкам и дедушкам! Что касается меня, то дайте мне фиксированную передачу!»
Анри Дегранж
Трековые велогонки и Fixed gear
Америка первой монополизировала велогонки, создав велодром в одном из самых посещаемых сегодня районов. В 1876 году в Мэдисон Сквер Гарден был построен велодром, предназначенный специально для любителей велосипедов с фиксированной передачей.
Называемые «Мэдисонскими гонками», велосипедисты соревновались с партнером, что делало их командным видом спорта. В то время как шесть гонщиков упорно тренировались, каждый из их напарников объезжал трассу, пока не становился «меткой» в гонке.
Средний гонщик в 1800-х годах зарабатывал в среднем 150 тыс. долл. по сравнению с торговцем, получавшим в среднем 5 тыс. долл. в год.
Гонки и сегодня остаются популярным видом спорта, превращаясь в «развлечение» для всех людей на земле. Такие легендарные гонщики, как Эдди Меркс и Франческо Мозер, создали велосипед-фикс из деталей стиральной машины и стали вдохновителями фильма «Летучий шотландец». Что свидетельствует о том, какое влияние оказали велосипеды-фикс на всю историю человечества.
NEW YORK CITY BIKE MESSENGERS
В 1980-х годах в Нью-Йорке велокурьеры начали использовать велосипеды с фиксированной передачей для доставки грузов. Этот новый вид доставки быстро распространился в других городах. И к 1990-м годам велокурьеры с фиксированной передачей стали обычным явлением в городах США.
Кто создал первую службу велокурьеров?
Первая служба доставки сообщений на велосипеде была создана в 1897 году человеком по имени Оскар Н. Спейт. Спайт был любителем велосипедов и увидел потенциал использования велосипедов для доставки сообщений и посылок по Нью-Йорку. Его компания, New York Cycle Messenger Company, пользовалась успехом, и вскоре в городах по всему миру стали появляться другие компании.
Нью-Йорк 90ых и велокурьеры
«Нью-Йорк 90-х годов был более суровым и жестоким. Я повсюду ездил на велосипеде и придерживался мнения, что улицы принадлежат нам в той же степени, что и всем остальным».
— вспоминает американский фотограф Джон Харрис, который в то время периодически подрабатывал посыльным на велосипеде.
Харрис описывает поездки по Нью-Йорку с фотоаппаратом, делая снимки, как:
«Освобождающие и увлекательные, всегда новые открытия».
Вдохновленный фотографом Стивом Хартом, Харрис, живя в Восточном Гарлеме и работая в MoMA, начал долгосрочный проект по документированию велосипедистов для серии Still Passing By.
Зарождение культуры Fixed Gear, гонки Alleycat и прочее
«Я начинал с того, что останавливал парней на красный свет и делал портреты на улице, но со временем стал снимать экшн и гонки Alleycat, компоновать и фокусироваться во время езды без рук. Я также знал, как тяжело работают велосипедисты, и видел, как порой велосипедисты проявляют откровенное презрение и угрозу жизни, поэтому в этой серии также были представлены работы по защите прав человека».
Вспоминает Харрис
ДТП с велосипедистами в 1999 году
Снимая для Transportation Alternatives, Харрис фотографировал бдения и мемориалы по погибшим в ДТП велосипедистам. Только в 1999 году их погибло 40, что стало рекордным числом.
«Мне сказали, что некоторые из моих фотографий были представлены ответственным лицам нью-йоркского полицейского управления и, наряду с очевидными трагическими цифрами и напряженной работой защитников, возможно, помогли изменить некоторые политические решения полиции.»
Работа курьером без использования Google карт
Работа курьером на велосипеде потребовала от Харриса напряженной работы.
«Вы звонили своему диспетчеру и надеялись, что по дороге на работу вас встретят. Дальше ты старался эффективно организовать свои подвозки и развозки, потому что деньги зарабатываешь только тогда, когда доставляешь посылку. Все, что мешает этому, отнимает силы, потому что ты зарабатываешь меньше, как бы усердно ты ни работал».
Говорил Харрис
В 90-е годы курьеры еще пользовались телефонами-автоматами, пейджерами и рациями Nextel, пока в конце десятилетия не появились мобильные телефоны. Тогда было больше велосипедных магазинов и меньше велосипедных дорожек, и уж точно не было Google Maps.
«Проблем было много — конечно, физические, опасность дорожного движения. А также неправильные адреса, сломанные телефоны-автоматы, люди, отказывающиеся давать сдачу, швейцары, не пускающие вас в подъезд, и служебные входы с другой стороны здания».
Курьеры — группа аутсайдеров?
Но гордость и радость от работы были просто несравненными.
«Ты был предоставлен сам себе, справлялся со стихией, быстро передвигался по городу, знал короткие пути и надирал задницу»
— говорит Харрис, который считает сообщество посыльных группой аутсайдеров.
«В некоторых случаях гонцы противоречили традиционному облику рабочего класса. Я видел в гонцах спортсменов, чудаков, рисковых людей, тех, кто любил пошалить и пробраться с трофеем через черный ход».
Несмотря на то, что цифровые технологии сделали этот стиль работы практически неактуальным:
«Курьеры и доставщики по-прежнему являются неотъемлемой частью нашего общества. Они являются той нитью, которая связывает людей и облегчает торговлю, но при этом их обычно недооценивают и, безусловно, недоплачивают».
Велокурьеры и Fixed gear
Сегодня велокурьеры с фиксированной передачей по-прежнему являются неотъемлемой частью системы доставки во многих городах. Их часто воспринимают как символ яркой и хаотичной энергии города, а об их умении маневрировать в пробках ходят легенды. Для многих людей образ велокурьера с фиксированной передачей является синонимом самого города. Они являются частью городской жизни, а их история столь же богата и красочна, как и города, в которых они живут.