Поиск
Close this search box.

Y-3: союз двух легендарных имен

Сегодня поговорим про бренд, который стал классикой ассоциации с тремя полосками. Y-3 совместный бренд Adidas и великого дизайнера современности — Йоджи Ямамото.

Предисловие

«adidas и я – мы просто любим друг друга,— говорит Ямамото, — японцы и немцы – умные люди. У нас одинаковый рабочий ритм, и нет ничего, что не может быть решено. Спортивный мир и его технологии стремятся к практичности и функциональности, в то время как высокая мода стремится к обратному. Y-3 – исследование сочетания спорта и стиля, а также напряженности, вызванной смешением традиций».

В 2003 году Йоджи Ямамото и adidas основали совместную компанию Y-3. Которая, если взглянуть на новейшую историю моды, опередила свое время. Задолго до того, как такие дизайнеры, как Раф Симонс и Рик Оуэнс, работали с adidas. А также до того, как кто-то мог представить, что у Дзюна Такахаси будет регулярная коллекция с Nike. И конечно же до того, как слово «athleisure» сорвалось с уст маркетолога, существовал Y-3. Ямамото и adidas определили уже привычное место встречи моды и спортивной одежды.

Миссия Йоджа Ямамото и adidas: оживить моду, вернуть ей душу

Когда легендарный Йоджи Ямамото обратился к adidas, его собственный бренд насчитывал уже более 30 лет истории. Статус Ямамото как иконы авангардной моды был давно закреплен. Но, по его собственному признанию, энтузиазм в отношении модной индустрии начал угасать.

«Мода стала такой скучной,» — признавался мэтр в одном из интервью. «Я чувствовал, что ушел слишком далеко от улицы. Я больше не мог найти людей, одетых в мою одежду, и ощущал себя таким одиноким.» В то время деловые люди стали сочетать строгие костюмы и кроссовки, а Ямамото находил эту странную смесь «невероятно очаровательной, увлекательным гибридом».

Похоже, легендарный дизайнер искал новый вызов, способный возродить его интерес к моде. И он нашел его в сотрудничестве с adidas. Брендом, который, казалось бы, находился на противоположном конце модного спектра. Однако именно этот союз творчества и спортивных технологий позволил Ямамото вернуть моде ее душу и связь с улицей.

Создавая коллекции Y-3, Ямамото смешивал высокую моду и повседневность, изысканность и функциональность. Его работы вдыхали новую жизнь в привычные спортивные силуэты, приподнимая их до уровня настоящего искусства. Y-3 стал больше, чем просто одежда — это философия, которая вдохновляет нас смотреть на мир моды по-новому.

Отказ Nike и реинкарнация adidas

Когда Йоджи Ямамото решил выйти за привычные рамки высокой моды, первой его мыслью было обратиться к Nike. Но ответ спортивного гиганта был предсказуемо категоричен:

«Мы занимаемся только спортивной одеждой, мода нас не интересует».

Не растерявшись, Ямамото повернулся к другому легендарному бренду — adidas. В отличие от Nike, немецкий концерн с радостью принял предложение сотрудничества от культового дизайнера. Именно тогда, в начале 2000-х, родился союз двух творцов, положивший начало настоящей революции в мире моды.

«Вначале мы просто хотели взять у adidas кроссовки с тремя полосками для моего показа»

В Японии эти легендарные кеды были настоящим культурным феноменом, их носили даже перед сном. Казалось, что сочетание авангардного подхода Ямамото и спортивных технологий adidas обречено стать разовым экспериментом. Однако этот творческий союз оказался куда более плодородной почвой. Так на свет появился бренд Y-3 — воплощение дерзкого союза высокой моды и массовой культуры.

Для Ямамото это сотрудничество стало новым вызовом, способным оживить его угасавший интерес к моде. Создавая коллекции Y-3, он искал способ вернуть одежде связь с улицей, с реальной жизнью. Смешивая спортивные силуэты и изысканные акценты, Ямамото вдыхал в привычные формы новую жизнь.

Дебют первой коллекции Y-3 в 2003 году многих ошеломил. Публика привыкла воспринимать Ямамото как авангардного, почти мечтательного дизайнера, но теперь он предлагал массовую моду, доступную широкому кругу. Это стало настоящим прорывом в творческой биографии мастера.

Дебют бренда Y-3

Когда adidas решился на рискованный эксперимент сотрудничества с легендарным Йоджи Ямамото, мир моды замер в ожидании. Ведь Ямамото был известен своими авангардными коллекциями, а adidas — гигантом массовой спортивной одежды. Чем же обернется этот творческий союз?

Дебют первой коллекции Y-3 в 2003 году стал настоящим откровением. По подиуму прошли более 60 ярких образов. В них смело переплетались узнаваемые спортивные силуэты и изысканная минималистичная эстетика Ямамото

Знаковые три полоски adidas вместе с новым логотипом Y-3 щедро украшали свободные спортивные костюмы, комбинезоны, а также блейзеры. При этом характерная для Ямамото черно-белая палитра смягчала яркость бренд-элементов. А ближе к финалу шорты, жакеты и платья разрывали этот упорядоченный хаос цветочными принтами.

Вторая коллекция Y-3 стала еще более убедительной. Ямамото виртуозно переосмыслил базовые элементы зимнего гардероба — от парок до шарфов, наполнив их свободными, выразительными силуэтами. Казалось, что союз Йоджи и adidas просто невозможен, но на деле он оказался гармоничным и органичным.

«Это напряжение между Йоджи и adidas — вот что рождает что-то новое», — объяснял один из дизайнеров Y-3. — «Если это слишком adidas, это не работает. Если слишком Йоджи, есть другие бренды, где это можно купить. Но когда эти две вещи, которые, казалось бы, не сочетаются, встречаются, рождается нечто уникальное».

Сам Ямамото признавался, что на тот момент устал от создания «причудливой» одежды для узкого круга. Работа над коллекциями Y-3 стала для него новым вызовом. Он вдохновлял и вовлекал в творческий процесс.

«Это было сложно, трудно. Но я был так воодушевлен»

Именно в этом союзе спорта и высокой моды Йоджи Ямамото смог вернуть своему творчеству связь с реальной жизнью, с улицей.

Как сотрудничество Йоджи Ямамото и adidas покорило модный мир

К середине 2000-х годов коллаборация Йоджи Ямамото и adidas под брендом Y-3 уже набрала обороты. Продажи росли, а театральность модных показов каждого сезона превращала их в настоящее событие.

Особенно запомнилась коллекция осень-зима 2007, представленная на баскетбольной площадке Хантер-колледжа в Нью-Йорке. Легендарный модный критик Тим Блэнкс отметил в ней «растущую изысканность».

Эта линейка воплотила в себе все, чем может быть Y-3. Здесь был и шарм спортивной графики, представленный с мультяшной мягкостью, и трикотажные костюмы, а также нейлоновые парки. Рядом с преувеличенными водолазками и идеально скроенными пальто соседствовали мотокуртки с эффектом потертости.

В своем наиболее коммерческом воплощении коллекция напоминала лучшие образы самого Дэвида Бекхэма. Но присутствовали и классические черты почерка Йоджи Ямамото: саронги в полоску, брюки насыщенного фуксиевого цвета, двубортные блейзеры.

Успех Y-3 побудил adidas в 2008 году открыть первый отдельный магазин бренда в Нью-Йорке. Восторженные, хотя и несколько озадаченные отзывы прессы в духе «Ямамото настолько гениален, что порой тяжело понять» подчеркивали неожиданность и доступность этого союза.

Сам Ямамото признавался, что ограничения, накладываемые adidas, парадоксальным образом стимулировали его творческие идеи.

«Если мне говорят: «Йоджи, ты свободен, делай все, что захочешь», — я тут же начинаю бороться», — объяснял мастер в 2013 году. Оказывается, рамки бренда с тремя полосками давали ему импульс для новых прорывных решений.

Так Y-3 стремительно превращался из эксперимента в полноценную культурную и коммерческую империю. Сотрудничество Ямамото и adidas стало одним из ключевых событий в истории моды нулевых. Оно доказало, что авангард и массовая культура вполне способны найти общий язык.

Не все коллекции Y-3 находят единодушное одобрение

Не каждая коллекция Y-3 удостаивается восхищенных отзывов. Довольно часто встречается критика в адрес недостаточного «редактирования» и неудачных отклонений от основной эстетики бренда. Ранние линейки, в своих худших проявлениях, слишком сильно тяготели к излишествам нулевых, недобрав сдержанности. Позже, весной 2011-го, марка без особого энтузиазма пыталась исследовать театральный, рок-н-ролльный образ, практически отказавшись от спортивного шарма adidas. Наиболее удачными получаются коллекции, где обе составляющие представлены гармонично.

Тем не менее, несмотря на справедливую критику — Y-3 вряд ли когда-либо понравится всем. Стоит отметить, также коммерческое долголетие бренда. Как отмечал Vogue в обзоре осенне-зимней коллекции 2017 года:

«формула Y-3 столь очевидна, что ее впоследствии стали часто повторять adidas и другие производители спортивной одежды. Добавьте к бренду, известному каждому ребенку на планете, другой бренд, известный каждому любопытному ребенку — и вот вам рецепт того, как можно наслаждаться статусом володения вещью от кутюрного дома, при этом успокаиваясь вездесущностью партнера-спортивного бренда».

Секрет успеха Y-3 — в кроссовках

В вездесущности adidas кроется еще одна причина популярности Y-3 — кроссовки. Линейка обуви бренда включает в себя слишком много итераций классических силуэтов adidas и абсолютно уникальных дизайнов, чтобы их все перечислить. Y-3, возможно, и не создал рынок дизайнерских кроссовок, как писал один из авторов Interview. Но Y-3, безусловно, стал катализатором этого движения. Рост популярности бренда удачно совпал с устойчивой модой на массовую кроссовочную культуру. Обувь представляет Y-3 покупателям, которые прежде могли быть незнакомы с творчеством Йоджи Ямамото.

В то время как сам бренд Ямамото испытывал трудности после финансового кризиса конца 2000-х, Y-3 оставался относительно успешным во многом благодаря спросу на свои дорогостоящие кроссовки. В 2013 году, через 10 лет после старта, Y-3 выпустил свою самую знаковую и желанную модель — Qasa. Она породила множество последующих итераций. Сотрудничество Ямамото и adidas началось с кроссовок, и от них же зависит успех бренда.

В 2010-х годах бренд Y-3 стоял в авангарде зарождения новых модных тенденций. Замыслы Йоджи продолжали раздвигать границы традиционного понимания кроссовок. Стилистически Y-3 Response TR опередили рост популярности трейловой обуви, который начался в 2015 году, в то время как модель Kohna была на шаг впереди тренда к раздвоению подошвы. Релиз 2018 года под названием Kaiwa быстро завоевал популярность среди преданных поклонников Ямамото благодаря сочетанию гладкого верха, снова напоминающего одеяния ниндзя, с высоким язычком и массивной подошвой.

Британский бунт и униформа угнетателя: эволюция стиля Y-3

Вторая половина истории Y-3 оказалась, возможно, даже сильнее первой. В 2012 году бренд запечатлел британскую крутизну в манере, которая ускользнула от самих британцев. Они со вкусом продемонстрировали очевидную, но нелегко приглушенную связь между пледом и спортом.

А в сезоне осень-зима 2015 Y-3 представил одно из самых утонченных и роскошных исследований милитаристики — пожалуй, самой наезженной модной темы последних лет. Монохромные летные костюмы и пиджаки в сочетании с тяжелым трикотажем и мягким камуфляжем рисовали картину недалекого будущего, где классовая принадлежность крепче связана с выбором одежды. Если коллекция осень-зима 2015 демонстрировала униформу стильного угнетателя, то весна-лето 2017 — это одежда молодого бунтаря, готового к восстанию или рейву.

Неизменный стиль Йоджи Ямамото

Тем, кто не знаком с творчеством Йоджи Ямамото, может показаться, что постоянство бренда и экспериментальность дизайнера — вещи несовместимые. Однако, несмотря на головокружительный ассортимент необычных тканей, узоров и отделок в каждой коллекции, фирменный почерк Ямамото остается неизменным.

Комбинезоны, оверсайз-шорты — эти элементы были в первой коллекции бренда и остались в последних. Стремление к эксперименту не позволило бренду стать заложником мимолетных трендов — каждый сезон он выглядел одновременно новым и привычным.

Возраст самого Ямамото вызывает вопросы о его будущем в индустрии, но дизайнер не дает никаких признаков замедления ни в основной линии, ни в работе с adidas. Похоже, этот союз обрел такой мощный импульс, что остановить его будет непросто. Как сказал сам Ямамото: «С моими глазами, обращенными в прошлое, я иду назад в будущее». И пока Y сам не решит остановиться, его творческий полет, кажется, будет продолжаться.

Следующий десяток истории бренда Y-3 оказался сильнее предыдущего. Йоджи создавал новые виденья как утонченной военной одежды, так и экспериментировал со стилем молодежного сопротивления. Создатель бренда думает о том, как будут выглядеть люди через 15-20 лет

Будущее Y-3

Несмотря на относительно короткую историю и солидный возраст самого Йоджи Ямамото, кажется, что у бренда есть все шансы на большое будущее. Эстетика бренда всегда была устремлена в будущее. Когда Y-3 пригласили разработать форму для пилотов Virgin Galactic, этот футуризм прошел практическое испытание. Хотя сам Ямамото отметил, что не полетит в космос, так как там нельзя курить.

Газета The New York Times в своем обзоре первого американского магазина Y-3 упомянула пару золотых кроссовок, которые «выглядели так, словно созданы для прогулок по поверхности Марса». Возможно, это не просто наблюдение, а скоро станет реальностью.

Поделиться:

Рекомендуем

Заявка на предзаказ